Справочное пособие по конструированию тестов

       

Влияние способностей и достижений на показатели объективных тестов


Это основная трудность, которая должна быть преодолена при конструировании объективных тестов личности (тестов темперамента и динамики). Например, известно (Cattell и Child, 1975), что информация о релевантных цели обследования предметах и явлениях является эффективным средством измерения интереса. Элементарная рефлексия, однако, с очевидностью показывает, как может быть искажено такое измерение. Незначительный интерес у студента к конным бегам (а корпуса естественно-научных факультетов Киевского университета находится рядом с ипподромом ) может привести к некоторому запасу знаний, который не может быть сравним со знаниями менее интеллектуального человека, для которого это было единственным видом отдыха. Информационный тест, следовательно, будет работать неправильно.

Таким образом, должны разрабатываться приемы проектирования тестов, которые минимизируют влияние способностей и достижений. Cattell и Warburton (1967) дают следующие рекомендации.

(1) Устраняйте, насколько возможно, из объективных тестов переменные способностей – например, направленные на выявление отношений, словарный запас, общие знания.

(2) Как было ранее показано на примере разных мотивов, разбивайте тест на две части и используйте отношение или разность показателей. Это устраняет влияние уровня способностей испытуемого, как это происходило и с уровнем мотивации.

(3) Подвергните тесты факторному анализу и устраните те, которые нагружены факторами способностей.

(4) Используйте в батарее объективных тестов настолько широкий набор проб содержательного материала, навыков и интересов, насколько это возможно.

Переменные поведения должны обеспечивать разнообразие ролевых ситуаций, так как личностные факторы лучше всего, вероятно, выражаются в различных ролях. Содержание также должно быть подобрано таким образом, чтобы затронуть интересы всего диапазона выборочной совокупности испытуемых. Это также важно, поскольку a priori маловероятно, что одна частная тестовая форма, пусть даже эффективная, сможет охватить полностью всю личностную сферу, то есть всю гамму факторов.



Содержание раздела